События

Межрегиональная онлайн-конференция ректоров вузов России и Узбекистана. Сессия 3

28.05.2020

В рамках Межрегиональной онлайн-конференции ректоров вузов России и Узбекистана прошло заседание секции «Инновационные механизмы сотрудничества вузов России и Узбекистана в современных условиях», в фокусе внимания участников которой оказались вопросы поиска и реализации новых путей сближения интеллектуальных и образовательных потенциалов двух стран — создания вузовских технопарков, форсайт-центров, налаживания сетевого взаимодействия научно-исследовательских и проектных групп и т.д. Модераторами сессии стали ректор Казанского федерального университета И.Р. Гафуров и исполнительный директор филиала Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина в городе Ташкенте А.М. Магрупов.

В докладе профессора Гафурова была нарисована масштабная картина сотрудничества ученых университета с научно-образовательным и академическим сообществом Республики Узбекистан. По словам ректора КФУ, Татарстан исторически был одним из главных партнеров для республик региона. В настоящее время одним из важных механизмов программ сотрудничества между двумя странами является созданный в 2012 году в структуре Института востоковедения и международных отношений КФУ Центр изучения Центральной Азии. В качестве научно-учебного структурного подразделения университета он реализует важные исследовательские проекты, ориентированные на Узбекистан и другие страны макрорегиона. Отдельно профессор Гафуров выделил проект создания биомедицинского кластера в КФУ, потенциально интересный и нашим партнерам из Республики.

А.Р. Марахимов, ректор Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека — вуза, имеющего многовековую историю и являющимся ведущим университетом современной Республики, в своем сообщении сосредоточился на месте и значении университетской кооперации по линии Россия-Узбекистан в системе международных связей и инновационных проектов вуза, затронул взаимодействие с ведущими университетскими центрами России.

Ректор Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» Е.Г. Катаева рассказала не только об истории и современности университета, его месте в системе подготовки кадров для оборонной промышленности, крупных предприятий машиностроительного профиля, но и описала складывающийся в Москве научно-образовательный консорциум ряда российских вузов, одним из инновационных хабов которого призван стать российско-узбекский инновационный центр.

Ректор Ташкентской медицинской академии Л.Н. Туйчиев в своей презентации, посвященной главной кузнице кадров для национального здравоохранения Республики Узбекистан проинформировал участников сессии об актуальной конфигурации научно-образовательных, инновационных и партнерских связей между ТМА и медвузами России, в первую очередь с Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова Минздрава России. Этом призван способствовать открытый в структуре ТМА Центр межвузовского сотрудничества. По словам ректора, в настоящее время совместно реализуются программы медицинских консультаций, в том числе, на основе телемедицинских платформ, реализуются программа «Медицина будущего», направленная на поддержку одаренных студентов.

В свою очередь ректор МГМУ имени И.М. Сеченова П.В. Глыбочко подробно описал современный инновационный контур университета, рассказал о технопарках, исследовательских и внедренческих центрах в его рамках. Академик Глыбочко также акцентировал внимание слушателей на взаимодействии с медицинским сообществом Республики, отметил давний и устойчивый характер имеющихся научных и образовательных связей между врачами России и Узбекистана.

Проректор по международным связям Томского государственного университета А.Ю. Рыкун рассказал коллегам о плотной среде кооперации и сотрудничества, сложившейся в поле взаимного интереса университета и университетов Узбекистана. По словам профессора Рыкуна, особенно высокая эффективность инновационных связей отмечается у партнерства университета с Самаркандским государственным университетом.

Ректор Каракалпакского медицинского института О.А. Атаниязова обратила внимание участников сессии на экологические и социальные проблемы Каракалпакстана — территории Приаралья, с советских времен ставшей зоной с особыми условиями и факторами, негативно влияющими на здоровье людей. По ее словам, в современных условиях, именно сотрудничество ученых и врачей, в том числе российско-узбекистанское взаимодействие может стать механизмом повышения качества жизни территории.

И.К. Шевченко, ректор Южного федерального университета, рассказала о научно-образовательном потенциале обоих кампусов университета в Ростове-на-Дону и Таганроге, вовлеченности вуза в инновационные, научно-исследовательские, технико-внедренческие программы, реализуемые как на национальном, так и на международном уровне, проинформировала о направлениях подготовки студентов из Узбекистана, выступила с предложениями по расширению этого сотрудничества. По словам ректора, особое внимание уделяется программам обмена по филологии, экономике сельского хозяйства, организации совместной научной инфраструктуры.

Ректор Бухарского инженерно-технологического института Н.Р. Баракаев выступил с презентацией, посвященной научно-образовательной среде своего вуза, его места в системе высшей школы Республики. Представитель вуза рассказал об истории и современности образовательного сотрудничества с вузами бывшего СССР и нынешней России. По словам ректора, сотрудничество между вузом и Московским государственным технологическим университетом «СТАНКИН» в настоящее время носит многогранный характер, охватывает как довузовское, так и послевузовское образование. Реализуются проекты в области создания электронных учебников, использования новых технологических платформ в сфере образования.

Вице-президент Российского союза ректоров, ректор Южно-Уральского государственного университета А.Л. Шестаков отметил естественно-географическую близость Южного Урала к региону Центральной Азии, рассказал о сложившемся в вузе опыте взаимодействия с университетским сообществом Республики Узбекистан. Описывая экономический и инновационный потенциал региона, ректор рассказал об экономических и организационных предпосылках для развития сотрудничества с Узбекистаном. В настоящее время 348 студентов из Республики учатся в вузе по всем направлениям и специальностям, существуют возможности для увеличения этого показателя.

Ректор Узбекского государственного университета физической культуры и спорта М.Р. Болтабаев в формате онлайн провел интересную экскурсию по научно-образовательному потенциалу университета, отметил определенную сложность с переходом образовательного процесса в спортивном вузе на дистанционный режим, высказал заинтересованность в разработке и внедрении в учебную жизнь новых механизмов трансфера знаний и компетенций. По словам ректора, концентрация в университете образовательных и научно-исследовательских ресурсов, создание точек роста позволит и в новых сложных условиях реализовывать миссию университета.

Ректор Астраханского государственного университета К.А. Маркелов рассказал о развитии совместных проектов в области хлопководства, исследовании и использования биологических ресурсов, селекции, генетики. Ректор отметил потенциал АГУ в области археологии, предложил отладить взаимодействие, направленное на исследование и музеефикацию объектов Великого Шелкового пути. В планах вуза — создание Центра узбекского языка и культуры при поддержке местного узбекского землячества. Важную роль в развитии сотрудничества двух стран на площадке Астраханской области может сыграть и Молодежный проектный офис, а также одна из его инициатив — Фестиваль стартапов стран Прикаспийского региона.

В заключительной части более чем двухчасовой работы сессии «Инновационные механизмы сотрудничества вузов России и Узбекистана в современных условиях» Межрегиональной онлайн-конференции ректоров вузов России и Узбекистана модераторы поблагодарили всех участников конференции за плодотворную работу, отметили, что все высказанные предложения и замечания планируется учесть в заключительной резолюции конференции и в дальнейшей совместной работе.



Возврат к списку