События

Третий Форум Ассоциации вузов России и Беларуси

28.06.2021

28 июня 2021 года в онлайн формате прошел Третий Форум Ассоциации вузов России и Беларуси. Его участниками стали президенты, ректоры и проректоры 87 ведущих университетов двух стран, а также представители профильных министерств.

Страница Форума
Выставка российских вузов-участников Форума


Из зала заседаний в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ руководителей высшей школы Республики Беларусь и Российской Федерации приветствовал президент Российского Союза ректоров, ректор Московского университета академик В.А. Садовничий. Виктор Антонович отметил, что уже второй раз площадкой диалога университетского сообщества стало глобальное информационно-коммуникационное пространство. По словам ректора, его роль в развитии всех сфер жизни стала особенно очевидной в последние два года. При этом приоритет развития и совершенствования цифровой оболочки цивилизации предельно понятен именно представителям университетской среды.

Академик В.А. Садовничий напомнил участникам форума о том, что главными инструментами, набирающими темп и масштаб цифровой трансформации, становятся технологии искусственного интеллекта, вопросы развития которого все чаще попадают в фокус внимания не только научного сообщества, но и руководства государства. Президент РСР проинформировал представителей ректорского корпуса о государственных инициативах и программах, запущенных в этой области в России, ходе их реализации с участием крупнейших национальных университетов. Именно они призваны обеспечить подготовку специалистов с сильными цифровыми компетенциями для самых разных отраслей экономики. Причем, по словам В.А. Садовничего, цифровая квалификация необходима всем – и представителям естественнонаучных специальностей, и гуманитариям. Уместным расширением этого тезиса в дни выпуска в Московском и других университетах страны стал вывод о необходимости нового уровня цифровой культуры, «цифрового мышления» выпускников, на достижение которых должна быть нацелена вся подготовка по образовательным программам в вузе.

Отдельной темой в докладе президента Российского Союза ректоров прозвучал анализ российско-белорусского сотрудничества в области высшего образования и науки. Виктор Антонович напомнил об истории возникновения нового формата взаимодействия ректорского корпуса двух стран, который был учрежден в июле 2019 года в Санкт-Петербурге, в ходе работы Шестого Форума регионов России и Беларуси. За неполные два года практической работы благодаря заинтересованному участию представителей университетского сообщества Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации был сформирован эффективный инструмент развития единого научно-образовательного пространства, механизмами которого стали и Декларация о деятельности Ассоциации вузов России и Беларуси, и совместные образовательные программы, и трансграничные научные коллаборации.

Важными вехами научно-образовательной интеграции стали Первый и Второй Форумы Ассоциации вузов России и Беларуси, прошедшие в октябре 2019 и декабре 2020 года, соответственно. Они стали площадкой открытого и равноправного диалога национальных академических сообществ, коллег по совместным научным исследованиям и проектам, участников обменов, стажировок, летних и зимних школ, а также других форм совместной работы белорусских и российских ученых, преподавателей, студентов и аспирантов. Одной из жизненно важных тем такого взаимодействия стало сотрудничество медиков и микробиологов, в том числе по теме противодействия новой коронавирусной инфекции. Так, совсем недавно, в июне этого года в Минобрнауки России прошла рабочая встреча российских и белорусских ученых по вопросу партнерства научных организаций двух стран в сфере вирусологии.

Зримым примером формирования единого пространства общей исторической памяти стало завершение в мае этого года учеными Союзного государства работы по изданию первого учебного пособия «Россия и Беларусь: очерки совместной истории». По словам академика В.А. Садовничего, активно развивается сотрудничество в научной сфере и по естественнонаучным специальностям. «Физика, химия, биотехнологии и геология – все эти области изучаются командами ученых наших стран. Активно происходит обмен опытом между преподавателями российских и белорусских университетов. Многие университеты с этой целью организуют обмены по программе “Приглашенный профессор”», – отметил ректор.

Говоря о планах, Виктор Антонович анонсировал масштабный проект для белорусских студентов «Летний университет 2021», координатором которого стал Псковский государственный университет. С 4 по 18 июля 2021 года 675 студентов различных специальностей из вузов Беларуси примут участие в проекте, в реализации которого задействованы 12 университетов из 7 федеральных округов России.

Дальнейшей интеграции в научно-образовательной сфере будут способствовать разработанные и подписанные рядом университетов двусторонние дорожные карты сотрудничества. Все уже имеющиеся планы сотрудничества учтены в общей Дорожной карте научного и образовательного сотрудничества университетов России и Беларуси, которая будет актуализирована по итогам данного Форума.

В заключительной части своего выступления В.А. Садовничий рассказал о задачах и инструментах развития интеграционного потенциала вузов двух стран, отметил, что реализация некоторых уже намеченных планов отчасти затруднена ограничениями, связанными с распространением коронавирусной инфекции.

Сомодератором Третьего Форума Ассоциации вузов России и Беларуси стал председатель Совета ректоров Республики Беларусь, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники профессор В.А. Богуш.

После пленарной части участники Форума продолжили работу в рамках трех секционных заседаний.

В ходе выступлений в рамках первой секции «Университеты и общество» ректоры и представители университетов России и Беларуси поделились опытом социальной ответственности, общественных проектов своих вузов – это патриотическое воспитание, волонтерское движение, проекты в области кадрового потенциала, устойчивого развития.

В качестве предложений для итоговой резолюции форума были высказаны идеи о совместном использовании российскими и белорусскими учеными научных баз данных; создании двусторонних лабораторий и «зеркальных» методических центров по актуальной проблематике; увеличении числа совместных публикаций; реализации двусторонних проектов, направленных на развитие кадрового потенциала; дальнейшем развитии молодежного и культурного сотрудничества.

В рамках работы второй секции «Университетская наука и высокие технологии: от идеи к коммерциализации» ректоры университетов России и Беларуси представили свои научные исследования и совместные научные проекты, а также выделили приоритетные направления дальнейшего научного сотрудничества. Было предложено взаимодействие в рамках реализации концепции кластера в новой форме – тетрады (наука, бизнес, производство и образование). Активное сотрудничество уже ведется по таким направлениям, как материаловедение, металлургия, биология и химия, энергетика, инженерия, экология, биотехнологии и социальные технологии. Среди перспективных научных направлений было выделено: приборостроение, искусственный интеллект, большие данные.

В качестве финальных предложений для внесения в резолюцию была озвучена идея о включении белорусских вузов в университетские консорциумы в рамках проекта «Приоритет 2030», а также об организации сотрудничества российских и белорусских университетов с промышленными предприятиями и коммерческими компаниями.

Основные вопросы, которые обсуждались в рамках третьей секции «Опыт дистанционного обучения и цифровизации университетов», были посвящены организации дистанционного обучения. Участники секции выделили основные задачи, с которыми столкнулись университеты в рамках организации дистанционного обучения, среди которых выстраивание индивидуальной образовательной траектории, реализация творческого потенциала обучающегося, индивидуализация обучения каждого студента, использование новейших технологий в обучении, а также взаимодействие с иностранными студентами. Представители университетов подчеркнули, что большинство иностранных студентов на данный момент продолжают обучаться в дистанционном формате. Было отмечено, что обучение, аттестационные мероприятия, проведение государственной итоговой аттестации также были организованы в онлайн формате. Отдельное внимание было уделено созданию портала «Работа в Союзном государстве». Такой портал, по мнению участников, поможет организовать единый рынок труда России и Беларуси, где будет зафиксирована не только информация о стаже работника, но и информация о внеучебной деятельности студентов, которая также должна учитываться при трудоустройстве выпускников. В целом, представители университетов отметили, что необходимо в будущем создать единое информационное и образовательное пространство Союзного государства, а также необходимо обмениваться опытом в организации учебного процесса в онлайн формате. Отдельное внимание планируется уделить прокторингу и идентификации студентов, а также их вовлеченности в образовательный процесс.



Возврат к списку